Сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса
Наряду со стратегической целью определены и частные цели информатизации высшего образования. К ним, в частности, относятся:
- подготовка обучающихся к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества;
- увеличение степени доступности образования за счет развития средств телекоммуникаций и системы дистанционного обучения;
- интеграция национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную инфраструктуру мирового сообщества и др.
По существу ставится задача качественного изменения в состоянии всей информационной среды в системе высшего образования, предоставления возможностей как для ускоренного, прогрессивного развития каждой личности, так и для роста совокупного общественного интеллекта.
Несмотря на все трудности, переживаемые нашим государством на современном этапе его развития, процесс информатизации высшего образования в России идет. Однако темпы остаются весьма низкими. Они серьезно сдерживаются рядом причин:
♦ во-первых, в вузах отсутствует единая методология проектирования и внедрения в педагогическую практику информационных средств обучения;
♦ во-вторых, разработка научно-педагогических основ информатизации не успевает за развитием компьютерной техники и программно-аппаратных средств;
♦ в-третьих, применение информационных средств не ориентировано на создание целостных дидактических комплексов, позволяющих на информационном уровне всесторонне обеспечить учебный процесс;
♦ в-четвертых, обучение не связано единым замыслом в рамках тех-нологического подхода, а направлено на достижение «узких» (тактических) учебных целей: ускорение усвоения учебного материала, «натаскивание» по узким темам, демонстрацию трудновоспроизводимых физических процессов;