Сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса
Одним из важных элементов ДК является типовой комплект средств информационной поддержки учебной дисциплины. Его состав определен содержанием учебной дисциплины и возможностью реализации с помощью педагогических программных продуктов. В дидактическом комплексе учебной дисциплины «Психология и педагогика» он представлен информационно-справочной системой и электронным практикумом. Обоснуем необходимость включения названных элементов в состав типового комплекта, особенности работы с ними обучающихся, а также дидактические функции, реализуемые каждым.
Информационно-справочная система представляет собой электронную гипертекстовую структуру (глоссарий) и включает два электронных словаря-справочника: один по педагогике, другой по психологии. Словари разработаны на основе графического интерфейса Windows 95/98 и виртуальных библиотек Borland Database Engine. Их назначение — расширение личностного психолого-педагогического тезауруса обучающихся. Поиск дефиниций может осуществляться двумя способами. Первый из них предусматривает последовательный просмотр всех имеющихся в словаре слов, а второй — набор нужного слова в специальном «окне». Важно отметить, что информационно-справочная система является своего рода инструментальной программной оболочкой, позволяющей пользователю еще и создавать собственный словарь, внося дополнения в уже имеющийся. Кроме того, предусмотрена возможность подключения к справочной системе других словарей, например, по философии, социологии или праву. Среди дидактических функций, реализуемых с помощью информационно-справочной системы, целесообразно выделить информационную, систематизирующую и самообразовательную.
Электронный практикум по дисциплине также представляет собой гипертекстовую структуру. В нее включены учебные темы, по которым программой предусмотрены самостоятельные и практические занятия. Для каждого из них указаны учебные вопросы, тематика специальных сообщений, задания для самостоятельной проработки и рекомендованная литература.