Сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса

Семантический анализ названных видов обеспечения позволил выявить сущностный смысл, который вкладывается авторами при их обосновании и определении. Абсолютное большинство перечисленных видов обеспечения являются одно порядковыми, имеющими общий родовой признак, в качестве которого выступает методическое обеспечение учебного процесса, то есть понимается обеспечение дидактического процесса соответствующими методиками — совокупностью методов, методических приемов, частных методических процедур и операций. Они позволяют педагогу достичь определенных целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического воздействия или педагогического взаимодействия с обучающимися. В данном случае речь идет о поиске преподавателем наиболее рациональных методов организации учебного процесса, но наряду с методической стороной, которая выступает в качестве ведущей, особо подчеркивается роль выбора педагогом адекватных избранной методике дидактических средств.

В определениях «системно-методическое» и «научно-методическое» подчеркивается глубина проработки данных аспектов обеспечения. В первом случае говорится о необходимости подходить к методическому обеспечению учебного процесса с системных позиций, учитывая все компоненты процесса обучения как целостной педагогической системы, во втором — с позиций научного обоснования применяемых педагогом методов, способов, приемов организации обучения и используемых при этом дидактических средств.

Несколько отличается подход к трактовке такого вида обеспечения, как программно-методическое. В отличие от предыдущих, при раскрытии его сущности главный акцент делается, как правило, не столько на методической стороне обеспечения, сколько на необходимости выбора педагогом соответствующих средств обучения. Введение в научный оборот и обоснование этого вида обеспечения произошли сравнительно недавно и связаны с развитием как самой дидактики, так и научно-технического прогресса в сфере образования. Впервые вопрос о программном обеспечении возник с появлением в вузах компьютерных средств обучения и необходимостью их программной поддержки. Это привело к созданию в учебных заведениях специальных программно-методических комплексов (далее по тексту — ПМК), представляющих собой совокупность программных продуктов учебного назначения, созданных под конкретные методики обучения. Приверженцами идеи создания подобных комплексов стали А.А Андреев, В.И. Боголюбов, О.А. Козлов, И.В. Роберт, И.М. Шлапаков и другие ученые.