Социальная педагогика и социально-педагогическая институализация

Данные положения философии И. Канта так или иначе легли в основу философии жизни, философии существования, или экзистенциализма, феноменологии и различных этических эволюционных теорий типа социально-этические воззрения А. Швейцера , Ф. фон Хайека и других современных западных исследователей, работы которых являются философским основанием для становления и развития социальной педагогики. И первым шагом на пути к развитию названных идей И. Канта стала работа И. Г. Фихте «Назначение человека», вышедшая в 1800 г.

В ней ученый исходил из понятия абсолютного «я» как носителя определенной духовной культуры. Сознание человека, считал И. Г. Фихте, не дано, а задано, порождает себя как развивающаяся культура соответствующего народа и человечества в целом. Очевидность его покоится не на созерцании, а на действии, она не усматривается интеллектом, а утверждается волей. «От природы» индивид есть нечто непостоянное: его чувства, склонности, побуждения, настроения всегда меняются и зависят от чего-то другого. Самоопределение предстает как требование задача, к решению, которой субъекту суждено стремиться. Он воспринимает духовную культуру общества как определенное начало своего развития и выступает в то же время важнейшим условием ее дальнейшего развития. Познание тем самым выступает, по Фихте, лишь подчиненным моментом единого практически-нравственного действия. Идеал всякого движения и развития общества, считал он, есть совпадение индивидуального и абсолютного «я», духовной культуры индивида и общества. Осознание того, что вся предметная сфера человека есть лишь продукт собственной деятельности, отчужденный от него и выступающий в качестве внешней ему действительности, является решающим условием преодоления односторонне педагогической ориентации лишь на природу человека. Тайна творчества человека, по Гегелю, заключается не в природе, а в духовной культуре общества. Духовная культура, следовательно, выступает в качестве абсолютного реального бытия человека.

Развивая эту мысль, Гегель представил процесс развития общества как саморазвитие абсолютной идеи или как историю становления духовной культуры. В работе «Феноменология духа» духовная культура человечества представлена в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческой силы «мирового разума». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образцах культуры, безличный дух одновременно познает себя как их творца. Согласно Гегелю, «дух» просыпается в человеке к самопознанию в виде слова, речи, языка. Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают как познание, производные формы воплощения творческой силы духа , «понятия». Исходная точка развития в способности человека как «конечного духа» к познанию «самого себя» через освоение всего того «богатства образов», которое до этого было заключено внутри духа как неосознанные и непроизвольно возникающие в нем состояния. В процессе своего образования личность должна пройти и актуализировать, освоить историю культуры.