Социальная педагогика и социально-педагогическая институализация

Индивид или группа может обладать данным феноменом культуры лишь в его идеализированной форме , применение которой на практике обретает форму поведения. Не определив, каких именно символических форм культуры придерживается клиент и в какой степени идентифицирует себя с ними, социальный педагог не в состоянии изменить направление его активности, если она носит асоциальный характер или же этого требуют изменившиеся обстоятельства. А это в социально-педагогической деятельности, пожалуй, главное. В ней можно выделить два основных направления: рациона диетическое, ориентированное главным образом на процесс идеализации, конструирование реальности, и экзистенциалистское, ориентированное на сложившиеся формы социальной жизни, культурные традиции и т. д. Каждое из этих направлений основано на различном видении человека, различных представлениях о его счастье, смысле жизни, способах своего самосовершенствования. Освоение различных форм идеализации происходит как процесс приобщения к тем или иным культурным ценностям, которые как бы поднимают человека над самим собой, помогают обрести ему ту или иную форму социальной жизни. Организованная группа имеет свои определенные ценности и основанные на них законы и нормы, с помощью которых можно установить, что и по отношению к кому, когда, в какой мере и при каких условиях каждый член группы имеет право или обязан что-то делать, каковы в точности функции и роли, которые он должен выполнять, каков статус каждого члена в системе взаимодействия. Одним словом, идеализация выступает основой как институализациии, так и социального моделирования и проектирования.

Ипституализация — процесс создания системы учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, выполняют общественные функции ради удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, регулирования поведения других членов групп, обеспечения устойчивости общественной жизни и интеграции действий и отношений индивидов. Иными словами, они разрабатывают устойчивые модели взаимодействия, основанные на интеграции ценностных ориентации личности и принятых в обществе культурных образцов, которые институализированы в правовой норме.

Интеграция осуществляется за счет социализации и социального контроля, а также процесса обучения культурным образцам и стандартам.