Социальная педагогика и социально-педагогическая институализация

Последний, однако, всегда должен основываться на определенных понятиях и служить правилом или прообразом для следования или оценки. Это своеобразное «мировое знание» или своеобразное единство знания и переживаний, основанное на потенциале развития национальной и народной культуры, идее саморазвития. Образовательное пространство изменяется по мере изменения национального, территориально-поселенческого и краевого менталитета и основанного на нем мировоззрения, а социальное время течет в направлении кардинальной смены социальных ценностей, лежащих в основе этого мировоззрения.

«Пайдея» же утверждает торжество разума по отношению к существующей социокультурной действительности, опирается на процесс идеализации, рациональные и экспериментальные методы познания. Она базируется главным образом на соответствующей идеологии и политике государства и ориентирована на жесткую управляемость процессом развития, представляемого как смена ценностных установок и педагогических идеалов, новых моделей и образцов поведения. Утверждение новой практики связывается главным образом с мыследеятельностью, с разрушением сложившихся стереотипов мышления и переходом к новому понятийному осмыслению существующих практических повседневных проблем. Изменить существующую социокультурную практику означает изменить исходные установки, представления, нормы, отражаемые в менталитете.

Философия — форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, позволяющих разрешить противоречия между иерархическим и культурным началами развития общества человека. Включая в себя научные методы познания, философия в то же время не тождественна науке. Она совпадает с ней лишь в гносеологии и естественнонаучной антропологии и расходится в онтологии , аксиологии , социокультурной антропологии , праксиологии и т. д. Главной ее особенностью является целостное восприятие мира. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Она влияет на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей.