Социальная педагогика и социально-педагогическая институализация

Философия образования наряду с гносеологией включает онтологию ; аксиологию ; эпистемологию образования. При этом онтология в качестве объекта исследования включает: бытийные смыслы образования, социокультурные действия, их проектирование и реализацию, проблемы полисферного характера, образование как составную часть механизма выживания человечества, философские проблемы целеполагания в современных воспитательных системах, анализ причин кризисных явлений в образовании и т. д. Антропология рассматривает сущность человека, факторы формирования личности, природы чело-века в основных религиозных течениях, происхождение и эволюцию человека и др.

Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологических и религиозных форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме. По своим функциям философия есть прежде всего последовательное научное мировоззрение, а также общая методология познания объективного мира, основанная на идеализации. Самоопределяться приходится во многом: в социокультурных ценностях, в идеалах, в мировоззренческих вопросах, которые, как показал еще И. Кант, являются основными вопросами человекознания, в собственном самосознании , в отношении к миру, который еще на ментальном уровне оказывается поделенным на две сферы: внутренний и внешний. В силу этого мировоззрение имеет индивидуально творческий характер, являющийся одновременно продуктом и выражением творческого индивидуального начала духовной личности.

Отправной теоретический пункт всякого философского учения — вопрос об отношении мышления к бытию, духовного — к материальному, субъективного — к объективному. Без ответа на него немыслима ни педагогическая наука, ни система образования в целом. По существу зарождение разнообразных форм образования и педагогик связано с распадом средневековой целостной школы, базирующейся на религиозном сознании, с формированием различных философских мировоззрений, постепенно вытесняющих старое религиозное представление об основах образования. По крайней мере, существующая ныне традиционная нормативно-рациональная педагогика возникла как прямая противоположность религиозным воззрениям и основывалась на научных представлениях о мире. Научные образы мира и умственное развитие подрастающих поколений в соответствии с ними стали самой сутью нового образования.