Социальная педагогика и социально-педагогическая институализация

Тип деятельности, или форма самоутверждения, порождает вид свободы: политической, экономической, духовной. Главным здесь является познание самого себя и возможностей самоосуществления в данных условиях своего существования, что и является одной из важнейших задач социальной педагогики. Изменения в обществе согласно экзистенциализму возникают, если в ценностях и установках человека происходят фундаментальные изменения, что приводит к возникновению новой этики и нового отношения к природе, или же если принципиально изменится характер человека. Эти изменения происходят в результате философской идеализации.

Идеализация — общественно определенная символическая форма жизнедеятельности человека, соответствующая форме ее предмета и продукта, совокупность осознанных индивидом всеобщих форм человеческой деятельности, определяющих ее цель, закон, волю и способности к деянию и формирующих «идеальный мир» человека. Этот «идеальный мир» как бы противостоит реальному «жизненному миру» и в то же время неразрывно связан с ним, вытекает из него, преобразует его и становится значительной частью его содержания.

Ядро духовной культуры, основанной на искусственных знаковых системах, начиная от языка и кончая наукой, искусством и другими формами общественного сознания, составляет идеализация. Она проявляется в виде мифологического, художественного, религиозного, практически объединенного ответа. Социокультурным является такой феномен, в котором компонент разума и смысла не выводится непосредственно из биофизической и психологической конструкции, а накладывается на физические и биологические компоненты.

Две основные функции идеализации — познание и научное прогнозирование, с одной стороны, и преобразование, моделирование существующей действительности — с другой.

Идеализация — основа символической культуры, познания, которое представляет собой конструирование особого вида действительности «идеального мира», различного вида абстрактных понятий, теорий, художественной и других форм и образов. Преобразование и моделирование действительности как форма идеализации основывается на ценностях, нормах и смыслах, предписываемых тем или иным вещам и явлениям или регламентируемым действиям людей.