Социальная педагогика и социально-педагогическая институализация

Научное же знание характеризуется прежде всего тем, что субъект, взаимодействуя с объектом, мысленно воспроизводит его, отражает характеристики объекта в своей психике. В рациональном научном знании вещи, явления, процессы представлены так, как они происходят сами по себе, в их самобытности, во взаимодействии с другими объективными вещами, явлениями, процессами. Научное познание объективного мира предметно. В его результате у субъекта возникают образы, имеющие сходство с самими познавательными объектами, складывается модель познанного, в которой отражаются события, включенные в ход взаимодействия субъекта с объектом. Знания, с одной стороны, выступают как идеальные образы объективного мира либо как чувственные и равносильны ощущению, восприятию, представлениям, с другой — абстрактные образы равносильны понятиям, суждениям, умозаключениям и т. п. Религиозное и научное знание составляют духовное бытие, определяющее отношение человека к миру, единство духа и мира. С точки зрения науки истина представляет собой категорию логики и теории познания. Истинно то, что соответствует фактам.

Однако для правильного описания социальных взаимодействий, поведения людей такое понимание действительности слишком узко, а потому явно недостаточно. Если рассматривать знание только как истинное или ложное описание реальности, то этого недостаточно для принятия решения о совершении какого-либо поступка. Мы решаемся на конкретные поступки лишь после ценностно-нормативной оценки знания, установления его соответствия нашим представлениям о должном, т. е. допустимых и возможных способах поведения человека в обществе. Психологической основой любого поступка является сопоставление конкретной социальной ситуации с такой, какой, по его мнению, она должна быть в соответствии с моральными и правовыми нормами. Социальные образы, нормы и стандарты, рассматриваемые в науке лишь как средство целенаправленного управления тем или иным процессом, в нашем поведении являются определяющими.