Социальная педагогика и социально-педагогическая институализация

Развертывание культуры и есть ее «перематывание» из обезличенной нормы всеобщности в личностную форму культуры индивида. Анонимно все общее переходит в форму индивидуального, субъективного, а индивидуальная жизнь приобретает форму всеобщности, культурности. Не познание нового, а именно образование, усвоение той или иной культуры есть секрет гегелевской логики. В ней он отразил одну из двух существующих сторон образования. «Образование сверху» выражается в виде моральных и других абсолютов, культурных универсалий и понятий, «образование снизу» — в виде конечной культуры народа, его традиций и обычаев, верований, моральных и других представлений о долге и т. д. Вне непосредственного материального действия культура выступает для индивида как образование, т. е. как всеобщий, развертывающийся во времени процесс усвоения знаний, накопленных человечеством. «Образование снизу» в непосредственной социальной среде жизнедеятельности, в которой формируется неповторимая индивидуальность, своеобразие мышления личности и ее собственные проблемы жизни Гегелем не анализируются. Его внимание сосредотачивается лишь на способности учащегося применять всеобщую силу всеобщего субъекта.

Подлинная же, особенная и индивидуальная, жизнь с ее проблемами, являющаяся предметом социальной педагогики, находит свое философское осмысление в иррационалистических философских течениях конца XIX - начала XX в., выдвинувших в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Представители этой философии рассматривали жизнь как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, «искусственному». Именно жизнь, проявляемая через структуру витальных потребностей и внутреннее переживание, выступает, по их мнению, источником общественного развития, в том числе и духовного. Оно немыслимо без нравственно-волевого начала, без развития индивидуальности. Поэтому жизненное начало выступает не только как неизменный принцип бытия, но и как важнейшее условие развития индивидуальных норм реализации жизни, ее неповторимых, уникальных культурно-исторических образов. По мере изменения форм и способов жизни изменяется и культура. Она не развивается независимо от реального образа жизни людей, их потребностей и интересов.