Психологическая диагностика развития детей раннего возраста в образовательном процессе
• общение и развитие речи (внимание к взрослому, понимание речи и пр.);
• социальное развитие и игра (включенность в общение, вокализации, обмен игрушками);
• самостоятельность и независимость (сколько времени в период бодрствования ребенок может занять сам себя);
• особенности поведения ребенка (непоседливость, концентрация внимания, легкость включения в игру и пр.).
Методическая особенность процесса наблюдения по Лешли, названного «методом повременных проб», состоит в регулярности наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам. Так, один из вариантов состоит в наблюдении за ребенком в течение 30 мин с записью впечатлений через каждые 30 с. Информация, полученная о ребенке, оценивается сравнением: 1) показателей ребенка со средними показателями детей данного возраста; 2) полученной информации о ребенке с его же результатами в более раннем возрасте.
В последнее время за рубежом широкое применение нашли «Шкалы развития» Н. Бейли (1969)— результат многолетних научных исследований Н. Бейли и ее коллег по университету в Беркли. Данная методика предназначена для обследования детей в возрасте от 2 до 30 месяцев. Набор тестов состоит из трех частей:
1. Умственная шкала направлена на оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению, зачатков развития речи; результатом измерения является «индекс умственного развития».
2. Моторная шкала измеряет уровень мышечной координации и манипулирования. Результатом измерения является «индекс психомоторного развития» (PDI).
3. Запись о поведении ребенка предназначена для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и т.д.