Психологическая диагностика развития детей раннего возраста в образовательном процессе
Наиболее известными в истории психологической диагностики шкалами для исследования детей первых лет жизни являются «Таблицы развития» А. Гезелла (1925). Они включают показатели-нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: моторика, язык, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Диагностика основана на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обыденной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых его матерью. Проведению обследования помогает подробное, снабженное рисунками описание процедуры наблюдений за поведением, типичным для детей разного возраста. Данная шкала предназначена для исследования малы-шей от 4 недель до 6 лет.
Опыт, накопленный школой А. Гезелла, был положен в основу разработки распространенной в 30—40-е годы XX в. методики Ш. Бюллер и Г. Гетцер «Тесты нервно-психического развития детей 1—6 лет жизни» (1932). На основе тестов А. Гезелла была разработана «Шкала психомоторного развития в раннем детстве», предложенная О. Брюне и И. Лезин (1951), предназначенная для исследования детей в возрасте от 1 до 30 месяцев. Шкала содержит 160 заданий, касающихся проявлений поведения ребенка в четырех областях: моторики, зрительно-моторной координации, речевого развития, социального развития. Нормативные критерии развития расположены в соответствии с возрастными уровнями (всего выделено 16). При оценивании результатов за каждое выполненное ребенком задание начисляется определенное количество баллов, сумма которых делится на 10. Итоговый показатель отражает «глобальный возраст» развития исследуемого ребенка. В соотношении его с хронологическим определяется показатель коэффициента развития. Шкала приспособлена для оценки четырех исследуемых областей поведения по отдельности. Результаты могут быть выражены в виде профильных оценок.
В «Шкале развития», предложенной Д. Лешли, разработана схема наблюдения, которая позволяет составить представление о развитии ребенка на момент наблюдения. Периодические наблюдения на протяжении всего раннего возраста позволяют судить о динамике развития ребенка в этот период. В карточках Лешли отражены следующие сферы развития:
• физическое развитие (развитие движений, локомоций и моторики);