Психологическая диагностика развития детей раннего возраста в образовательном процессе

Другое ограничение связано с опасностью ранней специализации детей в ущерб их целостному всестороннему развитию. Например, помещение малыша в образовательные учреждения (мини-школы, прогимназии и пр.) с уклоном в интеллектуальное обучение может препятствовать развитию его гуманитарных способностей.

Правовой и этический аспекты использования психологической диагностики в сфере образования тесно связаны с проблемой профессиональной компетентности специалистов, проводящих диагностику в детских учреждениях. Квалифицированный специалист должен иметь базовое психологическое образование, пройти специальное обучение по использованию диагностических методов, иметь опыт практической работы. В противном случае неизбежны серьезные ошибки, которые приводят либо к бесполезности диагностической ра-боты, либо к ее вредным последствиям для ребенка. К таким ошибкам относится некритическое использование зарубежных методик, основанное на непонимании влияния фактора культуры на их результаты. Применение их без проверки на валидность, надежность и репрезентативность в других социокультурных условиях может привести к неадекватным выводам, равно как и применение валидизированных методик, если их использует недостаточно квалифицированный специалист. Вредные последствия могут иметь «доморощенные», не прошедшие серьезной проверки диагностические методики, которые самостоятельно изобретаются людьми, не имеющими необходимого уровня профессиональной подготовки.

Психолог должен не только хорошо владеть диагностическими методами, но четко представлять себе цель их проведения, понимать, каким образом будут использованы их результаты. Диагностика, проводимая в детском учреждении, не должна быть бесцельной, превращаться в форму отчетности, не приносящей практической пользы.

Психолог обязан соблюдать при этом этические и правовые нормы, нести личную ответственность за результаты диагностики, препятствовать их использованию в качестве инструмента манипуляции ребенком или родителями, основания для негативной характеристики ребенка в беседах с ними, а тем более — для исключения его из детского учреждения.