Психологическая диагностика развития детей раннего возраста в образовательном процессе

Подходы к диагностике развития ребенка раннего возраста. Существуют разные модели психологической диагностики, которые различаются по способу и цели получения информации о ребенке, процедуре проведения диагностики, способу анализа полученных данных. Условно их можно разделить на две категории: стандартизированные измерительные методы (тесты) и «клинические».

Тесто логическая модель диагностики строится на использовании стандартизированных заданий, характер выполнения которых соотносится с определенной шкалой значений. Целью тестирования является измерение уровня развития определенного психического явления (например, когнитивных функций, функциональных состояний, поведенческих черт личности) как у отдельного индивида, так и у группы. Метод тестирования предполагает стандартизированную процедуру обследования: специальные материалы и оборудование, временной регламент, жесткую систему оценок. Вывод об уровне развития делается на основании соответствия результатов выполнения тестовых заданий с заранее определенной нормой.

«Клиническая модель» диагностики опирается на качественное дифференцирование психических явлений, а не на их количественное измерение. В ней отсутствует жесткая директивность и регламентация, что позволяет максимально приблизить процедуру диагностирования к естественной ситуации, позволяет определить не только актуальный уровень развития, но и зону ближайшего развития базовых характеристик психической деятельности, выявить динамику развития личности.

В зарубежной психологии широко применяются методы тестирования, построенные на основе оценки ряда поведенческих проявлений, соотносимой с нормативным показателем, характерным для здоровых детей в определенном возрасте, например шкалы умственного развития Бине-Симона (1905), Станфорд-Бине (1916), включающие определенный круг нормативов-критериев для оценки психического развития ребенка в различных сферах — сенсорного, моторного развития, эмоционального общения; речевого развития и т.д. Оценка уровня развития основана на успешности выполнения ребенком нормативного задания или обнаружении у него той или иной способности (например, движение по направлению к предмету и хватание его). Нормативы соотносятся с возрастом обнаружения данной способности в репрезентативной выборке детей. На основе сопоставления данных психи-ческого и хронологического (паспортного, биологического) возрастов рассчитываются количественные и качественные показатели уровня психического развития ребенка.