Психологическая диагностика развития детей раннего возраста в образовательном процессе
Авторами разработаны показатели этих направлений развития помесячно на первом году жизни, поквартально на втором году и по полугодиям на третьем году.
Перечень показателей представляет собой формализованные требования к умениям и навыкам ребенка в каждом возрастном микро периоде. Например, в сфере сенсорного развития ребенок в 1 год 1 месяц должен улавливать различия величин предметов с разницей в 3 см. В 1 год 7 месяцев—1 год 9 месяцев он должен различать 3 контрастных величины предметов, а в 2,5 года подбирать по образцу предметы 4 основных цветов. При диагностике игровой деятельности и понимания речи выявляется умение детей выполнять игровые действия по инструкции взрослого («покорми куклу», «положи куклу в кроватку» и т.п.).
По уровню развития дети распределяются на четыре основные группы:
1-я группа — нормальное развитие, когда все показатели соответствуют календарному возрасту ребенка.
2-я группа — первоначальная задержка в развитии на один эпикризный срок.
3-я группа — более глубокая задержка на два эпикризных срока.
4-я группа — глубокая задержка на три эпикризных срока.
Результаты оценки уровня развития и поведения заносятся в индивидуальные карты психического развития, составленные на основе «Показателей нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни».
Данная диагностическая методика получила широкое распространение в детских учреждениях в нашей стране. Она достаточно удобна для использования как психологами, так и педагогами; представляет собой вариант тесто логической модели диагностики, опирается на богатый эмпирический материал, включает стандартизированные методики оценки знаний, умений и навыков ребенка в разных областях развития ребенка.
Вместе с тем при таком парциальном подходе трудно составить представление о целостном личностном развитии ребенка, выявить особенности его мотивационной сферы, взаимоотношений с окружающими людьми, других личностных качеств.