Психологическая диагностика развития детей раннего возраста в образовательном процессе
Диагностическое обследование ребенка не должно проводиться без согласия родителей. Они должны знать, что будет проводиться с детьми, зачем и как будут использоваться результаты. Информация о ребенке, полученная в ходе диагностического обследования, должна быть конфиденциальной и в то же время результативной — послужить основанием для создания благоприятных условий развития ребенка в семье и в детском учреждении.
Особые правила должны соблюдаться в отношении самой процедуры диагностики. Принципы ее должны быть подчинены законам взаимодействия взрослого с ребенком, в кото-ром оба выступают в качестве равноправных партнеров, а необходимым условием — эмоциональный комфорт ребенка, установление с ним доверительных отношений. Диагностические пробы следует проводить в привычной для малыша обстановке, включать их в контекст интересных для него видов деятельности.
Недопустимо делать вывод об уровне развития ребенка по результатам только одного наблюдения или одной пробы. Выводы, основанные на данных диагностики, должны подкрепляться сведениями, полученными от педагогов, родителей, других близких взрослых. В случае отрицательных результатов диагностики психолог должен или проверить их повторно, или использовать дополнительные методы обследования.
При прослеживании динамики развития ребенка, выявлении эффективности корригирующих мер показатели достижений данного ребенка следует сравнивать не с показателями других детей, а с его собственными достижениями на предыдущих этапах диагностики.