Основные категории социальной педагогики
Социальная педагогика, как и любая другая наука, имеет свой категориальный аппарат, в котором наиболее отчетливо проявляется ее специфика.
Категории — наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме. В качестве таких наиболее общих понятий в существующей социально-педагогической литературе выделяются социальное воспитание, социальное обучение, социальная среда, социальная реабилитация, реасоциализация, социальная профилактика, социальная помощь и др. Однако эти понятия в большей мере отражают основные направления социально-педагогической деятельности и ее условия, чем закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Социальный педагог, в отличие от школьного учителя или преподавателя вуза, работает в соответствующей социальной среде, открытом социуме, а не только в классе или аудитории, и деятельность его менее организована, т. е. не совершается по строго определенному алгоритму. Социальный педагог, как правило, стоит перед необходимостью решения тех или иных социальных проблем, чаще всего возникающих спонтанно, неожиданно. Они зависят от тех или иных факторов, обстоятельств, интенсивности проявлений или различной природы своего возникновения и отражают характерные для социокультурной действительности объективные противоречия между реальным жизненным миром человека и социальной общностью. В одном случае это проблемы адаптации, в другом - социальной трансформации и социальных изменений, а чаще всего одновременно и то и другое.
Социальный педагог постоянно разрешает противоречия между обществом, коллективом, социальной группой и личностью, как бы регулирует ее инновационную и адаптационную активность в зависимости от объективно складывающейся ситуации и времени. При этом одна и та же активность и деятельность, одни и те же деловые и личностные качества в зависимости от ситуации и времени могут приобретать различный смысл, различную общественную и личностную значимость. Иногда эта активность требует жесткой организованности, социальной институализации и регламентации, а иногда, наоборот, освобождения от всяких ограничений, проявляемого в виде самодеятельности, творческой самореализации.