Основные категории социальной педагогики
Для устранения порока он обращается в соответствующие административные и другие органы и поддерживает с ними постоянную связь, а также применяет методы психотерапии, убеждения и др., обеспечивающие устойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей, опирается на формализованные мотивы и потребности, стимулирует устойчивые отношения в коллективе, опирающиеся на привычные ожидания.
С этой целью он, с одной стороны, опирается на институализацию своей деятельности, ее нормативно-функциональное упорядочение в виде различных социально-педагогических служб, правил и норм, методов своей деятельности, а с другой — на педагогизацию и гуманизацию социальной среды и существующих здесь отношений между людьми.
Однако в большинстве случаев социальный педагог имеет дело не с хорошо адаптированными к данной социальной среде и социализированными индивидами, а с маргиналами, или культурными гибридами.
Маргинальность есть промежуточное положение индивида или группы в слое, классе, культуре, системе ценностей, в обществе в целом.
Маргинальная группа находится на границе двух однопорядковых, но различных по характеру структур и имеет некоторую идентификацию с каждой из них. Вместе с тем можно наблюдать случаи, когда маргиналы отвергают определенные ценности и традиции той культуры, в которой они возникают, и утверждают собственную систему ценностей.
Противоречивый характер маргинализации является отражением противоречия между социальной дифференциацией и социальной интеграцией, выражением которого она является.
Различают созидающую и разрушающую маргинальность. Созидающая маргинальность — это конструктивная адаптация к происходящим в обществе изменениям. Она служит важнейшим условием его стабилизации, приспособления к новым социально-экономическим, социально-политическим, социокультурным и другим условиям. Разрушающая маргинальность является основным фактором потери обществом достигнутого им уровня развития, былой стабильности, способности к конструктивным преобразованиям.