Основные категории социальной педагогики
Особая роль в этом плане отводится реализации положений Международной конвенции о правах ребенка, утверждению основополагающих принципов правового государства, реализации молодежной политики, защите прав, подготовке предложений по совершенствованию законодательства, направленного на улучшение жизни семьи, повышение ее воспитательного потенциала, совершенствование гражданской культуры.
Одним из основных приоритетов в социально-педагогической деятельности является формирование и совершенствование гражданского общества.
Гражданское общество характеризует целостность и специфичность общественной жизни по отношению к государству, другим политическим структурам. Основными его показателями выступают:
1) форма общения людей, основанная на их свободном выборе и общности интересов;
2) система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и организаций, в рамках которых реализуются разнообразные потребности, интересы и ценности людей;
3) совокупность частных отношений между лицами, регулируемых частным гражданским правом;
4) совокупность свободных и ответственных граждан, сознательно управляющих своими делами и добровольно исполняющих свой общественный долг. Таков философский, политический, юридический и морально-этический смысл этого понятия.
В современных условиях гражданское общество выступает не только объектом, но и субъектом политики. Оно берет на себя защиту и поддержку определенных слоев населения, организуя для этих целей ассоциации, фонды и другие общественные организации. Организация эффективной социально-педагогической деятельности предполагает изучение всего многообразия потребностей и интересов различных групп гражданского общества, учет возможностей гражданских ассоциаций и инициатив при оказании социальной помощи населению, использовании политических и идеологических каналов.