Основные категории социальной педагогики
Так, например, в истории нашей страны выделяется довоенное, военное и послевоенное время, время политической оттепели 60-х гг., время застоя 70-х, перестройки конца 80-х гг., до и после чернобыльский периоды, время вхождения в единое политическое и народнохозяйственное пространство СССР и время государственного суверенитета республики и т. д.
Социальное время неразрывно связано с социальным пространством и во многом определяется им. Например, какое-то время городской человек может проводить вне коллектива , что создает возможность личной автономии. Автономно здесь и общение, чего нельзя сказать о социальном пространстве деревни, бег социального времени в которой больше определяется природно-климатическими факторами , традициями, обычаями.
Учет социального времени в социально-педагогической деятельности означает опору на традиции и социальные проекты будущего, на менталитет народа, на ценности молодежной субкультуры и культуры старших поколений, требования современной социально-культурной, экономической, политической и иной структуры.
Приспособление к требованиям социального времени и социального пространства достигается за счет социальной адаптации и социальной трансформации. Первая предполагает изменение возможностей самого человека, изменение структуры его потребностей, интересов, ценностных ориентации, способностей и т. д. в соответствии с изменившейся ситуацией; вторая - изменение самой социальной среды жизнедеятельности . Социальная адаптация при этом может осуществляться как в результате пассивного приспособления к среде, следования традиции, так и активной преобразовательной деятельности, соответствующего социального проектирования.
Социальная адаптация и социальная трансформация, таким образом, характеризуют статику и динамику изменений самого общества. Эти же процессы на уровне отдельного индивида характеризуются категориями социализации и индивидуализации.
Социальный педагог призван упорядочивать отношения людей в изменяющейся среде, ослабляя тенденции, ведущие к разладу и произволу, и устраняя влияние стихийных на-строений. Его деятельность направляется на согласование действий, отдельных личностей и групп, приведение их в соответствие с общими интересами общества.