Основные категории социальной педагогики

Для того чтобы определить социальное положение, а через него — место человека в социальном пространстве, необходимо знать его семейное положение, гражданство, отношение к религии, профессии, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т. п. Социальное пространство, по П. Сорокину, имеет вертикальное и горизонтальное измерение, определяемое мобильностью людей, изменением человеком своего статуса в социальной структуре общества в связи с переходом из одного класса в другой или перемещением внутри его. При этом перемещение вверх по социальной лестнице он связывал с вертикальной мобильностью, а перемещение внутри одной социальной группы или общности — с горизонтальной. Таким образом, положение человека в социальном пространстве определяется путем установления его связи со всеми группами населения. Совокупность таких групп, а также совокупность отношений внутри каждой из них составляет систему координат, позволяющую определить социальное положение в обществе каждого индивида. В качестве основных видов социального пространства выделяются различные территориальные социальные общности. К числу территориальных общностей от-носятся исторически сложившиеся и находящиеся в непрерывном развитии устойчивые социально ориентированные совокупности людей, объединенные единством проживания на одной хозяйственно освоенной территории . Все они характеризуются системой экономических, социальных, политических, культурных и иных связей, выделяющих каждую из этих общностей в качестве относительно самостоятельной единицы пространственной организации жизнедеятельности людей. Территориальные общности имеют некоторые обще социальные и культурные черты, а также общие интересы, которые определяются общим историческим прошлым, экономическими и природными условиями. Благодаря этому они являются основой организации системы социальной и социально-педагогической работы, в первую очередь работы с семьей.

Наряду с территориальными общностями социальное пространство деятельности социального педагога образует и различные социальные группы или относительно устойчивые совокупности людей, объединенные общими интересами, ценностями, нормами сознания и поведения, складывающиеся в конкретно-исторических условиях определенного типа развития общества: классы, социальные слои, профессиональные, этнические, демографические и другие общности .