Основные категории социальной педагогики
Тип гражданского общества в той или иной стране или территориально-региональной общине, особенности социализации, социальных норм жизнедеятельности и других форм социального контроля, религиозные убеждения и нравственно-психологический климат, стереотипы поведения и мышления, менталитет, структура ценностей и ценностных ориентации, содержание веры и особенности обыденного со-знания, энергетические и другие возможности, традиции и обычаи, образ жизни, особенности духовной культуры, степень трудолюбия, формы хозяйствования, общественное мнение и др. определяют направление социально-педагоги-ческой работы и выбор соответствующих методов и техно-логий ее осуществления.
Одной из задач, стоящих перед социально-педагогическими службами, является развитие и утверждение гражданской культуры. Гражданская культура — это обобщенная целостная характеристика культуры гражданского общества, выраженная в системе общепринятых способов и образцов поведения людей. Для каждой социальной группы гражданского общества характерна своя субкультура, т. е. совокупность господствующих в ней ценностей, норм, значений. Примером гражданской субкультуры может быть предпринимательская культура с ее ориентацией на экономический успех, рост производства. С учетом национальных, религиозных и прочих особенностей данной страны, региона, территории складывается тот или иной тип гражданской культуры.
К гражданской культуре относится и культура социально-педагогической деятельности. Она включает в себя профессиональную надежность социального работника, правила и нормы его взаимодействия с клиентом, способы оказания социальных услуг и т. д. Особая роль отводится развитию духовности как основы «жизненного» и «идеального» мира человека.
Духовность — внутренняя, в отличие от внешней естественной и социальной, природа человека, сознательные и бессознательные, а также энергетические начала активности, связывающие человека или социальную группу со Вселенной и обществом и одновременно являющиеся выражением их особенности и индивидуальности. Это особая реальность, существующая наряду с природной и социальной, особое качество, интегрирующее в себе естественные, социальные и культурные начала человека, своеобразное выражение его родовой или человеческой сущности, определяющее его внутреннюю свободу и смысл жизни.