Основные категории социальной педагогики
Маргинальность характерна для переходного общества, история которого состоит из переходных социокультурных форм. Примером тому может быть наше общество, которое ни разу не знало периода длительной стабилизации и не исчерпало ни одной формы социального развития.
Под классической маргинальностью понимается, во-первых, потеря объективной принадлежности к данной социальной общности без последующего вхождения в иную общность. Во-вторых, проистекающая отсюда потеря субъективной идентификации себя с определенной
группой, размывание норм и ценностей исходной субкультуры без соответствующего приобщения к новой субкультуре .
Следует различать маргинальность социальную и маргинальность культурную. Социальная маргинальность связана с промежуточным, неустойчивым, изменяющимся положением человека. Она может быть естественной и аномальной. Естественная социальная маргинальность является выражением социальной мобильности населения, возрастающей или снижающейся в зависимости от возраста, образования, материального благосостояния, здоровья и т. д. Аномальная социальная маргинальность — это своего рода социальная деградация, результат экономических, политических кризисов и других деструктивных процессов. Культурная маргинальность связана с интеграцией ценностей и норм различных субкультур, которая может быть результатом как снижения дееспособности отдельных индивидов и социальных групп, так и ее повышения. Все зависит от степени и глубины этой интеграции. В одном случае индивид утрачивает ценности, нормы, смыслы одной субкультуры, не осваивая таковых иной субкультуры, значит, он утрачивает и свою прежнюю дееспособность, и способность адаптироваться к новым условиям. В другом случае индивид , не утрачивая своей идентификации с предыдущей субкультурой, трансформирует или модифицирует ее ценности, смыслы, нормы, перенимая отдельные элементы других субкультур, тогда их дееспособность значительно возрастает. Соответственно возрастают и адаптивные возможности.