Методика анализа профессиональной деятельности специалиста

Кроме того, организация и осуществление подготовки специалистов по новым специальностям зачастую осуществляется в негосударственных учебных заведениях или в государственных, но на платной основе. Организация учебного процесса осуществляется в сжатые сроки, при недостаточно четко сформулированных требованиях заказчика, что так или иначе влечет за собой низкое качество подготовки специалистов и, в конечном итоге, влияет на уровень профессионального образования в Украине.

Проекты подготовки специалистов в данном случае составляются наспех и ориентируются, главным образом, на имеющиеся материалы по смежным специальностям, составленные на эмпирическом уровне. В результате изменяется только название специальности, а суть остается той же. В итоге выпускаются специалисты, не отвечающие требованиям времени и не готовые работать на конкретном рабочем месте, для которого они предназначаются. По существующим документам, характеризующим систему подготовки специалиста, не всегда можно представить конечный результат обучения, и в итоге эти документы в большей степени остаются невостребованными.

До недавнего времени представлялась возможность подготовки специалистов «широкого профиля» без каких-либо жестких требований к ним. Современное же профессиональное образование, как и вся экономика Украины, тоже переживает острый кризис, и идти здесь вслепую, используя метод проб и ошибок, и недопустимо, и невозможно с экономической точки зрения. Промахов в данном случае быть не должно. Главной задачей образования сегодня является оптимизация обучения, т.е. определение таких способов подготовки специалистов, которые позволили бы улучшить качество их подготовки при возможном сокращении затрат.

Оптимизировать систему образования в данном случае возможно за счет сокращения необходимого объема информации и оставления только той, которая крайне необходима специалисту для решения конкретных задач, указанных в требованиях социального заказа. Отсюда очевидно, что без четкого представления о результатах обучения, а также четко обоснованного содержания образования уже сегодня невозможно решать задачи профессиональной подготовки специалиста. Этим и обусловлены внешние источники цели этапа анализа данных, которые в дальнейшем можно назвать как «анализом профессиональной деятельности с целью формирования содержания образования».