Методика анализа профессиональной деятельности специалиста
Анализ профессиональной деятельности специалиста является первым этапом работы инженера-педагога над проектом обучения.
Как известно, создание всякого проекта, в том числе и дидактического, начинается с анализа исходных данных. В результате такого анализа создается полное представление о той информации, которая должна лечь в основу проекта, а также вырисовывается образ конечного продукта, создаваемого в ходе проектирования, устанавливаются условия, необходимые для решения задач обучения. Все это определяет важность рассматриваемого этапа, от которого в дальнейшем зависит результат проектирования. Этот этап дидактического проектирования включает анализ профессиональной деятельности, исходя из чего носит название этапа аналитической деятельности.
Рассматриваемая деятельность имеет структуру, присущую любой деятельности и для ее описания используют комплексное применение наук - психологии, педагогики. Комплексная структура деятельности в данном случае будет включать организационные и психологические элементы .
Субъект деятельности - группа, которая целенаправленно действует для удовлетворения своих потребностей.
Цель является системообразующим фактором деятельности и может быть выражена в форме ее результата и продукта.
Результат деятельности - психологическое приращение опыта личности, которое он приобретает при достижении цели.
Продукт деятельности - материальное представление того, что получается при осуществлении деятельности.
Предмет деятельности - это то, что имеет субъект в начале деятельности, и то, что в конечном итоге преобразуется в продукт.
Процесс деятельности - это совокупность целенаправленных действий преподавателя по применению предмета деятельности в соответствии с заданной целью.
Способ деятельности характеризуется подготовленностью субъекта к той или иной работе и может быть раскрыт через средства осуществления деятельности.