Методика анализа профессиональной деятельности специалиста
Средства - это или опыт субъекта, который может быть выражен через совокупность профессионально-методических задач, или все вспомогательные объекты, при помощи которых осуществляется деятельность.
Условия деятельности - это среда средств, при помощи которых осуществляются действия.
Иными словами, субъект, имея определенную цель, которая определяется мотивом, воздействуя на предмет и осуществляя определенные действия при помощи средств деятельности в определенных условиях, получает продукт и результат. Все сказанное укладывается в схему .
Для описания любой деятельности, в том числе и аналитической, достаточно раскрыть каждый из приведенных элементов.
Так в государственных документах предложено анализировать деятельность специалиста, раскрывая цель, предмет, средства и процесс деятельности.
Рассмотрим для примера в обобщенном виде элементы деятельности специалистов в области энергетики, медицины и педагогики, выделив цель, результат, продукт, предмет, субъект и процесс.
С этих позиций представляется возможным провести анализ деятельности преподавателя при разработке проекта обучения.
Особенностью деятельности преподавателя специальных дисциплин является ее строгая профессиональная направленность. Иными словами, каждое педагогическое действие преподавателя и обучаемых в рамках профессионального обучения, независимо от содержания изучаемого материала, всегда должно быть направлено на решение определенной стратегической задачи - формирование личности, владеющей профессией и готовой на высоком профессиональном уровне осуществлять определенные виды деятельности, обусловленные специальным разделением труда.
В соответствии с этим на начальном этапе проектирования необходимо изучить и четко представить образ той личности, которую следует формировать, определив при этом арсенал профессиональных умений, необходимых для подготовки данной личности. Этим определяется цель этапа анализа профессиональной деятельности при создании дидактических проектов в рамках профессионального обучения.