Методика анализа профессиональной деятельности специалиста

Появление данного документа призвано было способствовать улучшению планирования и прогнозирования подготовки специалистов, и необходимо заранее определять требования к специалисту и всесторонне учитывать их при построении системы обучения. Квалификационная характеристика определяла конечный результат обучения и позволила оценить этот результат. Сам факт внедрения данного документа сыграл определенную роль в развитии и становлении профессиональных подходов к организации и осуществлению учебного процесса в профессиональных учебных заведениях, в том числе и вузах. Но при этом отсутствие научно-технических основ формирования требований к подготовке специалистов, моделирования деятельности специалистов привели к тому, что созданные в то время квалификационные характеристики так и остались мало востребованными из-за непрофессионального подхода к их разработке.

Анализ любой из квалификационных характеристик системы профессионально-технического образования и высшего образования, выпущенных до 1990 года, показывает, что в них все требования к подготовке специалистов определены на эмпирическом уровне. Все они построены по одной схеме, а в некоторых случаях даже имеют одинаковые предложения.

В курсе «Профессиональная педагогика» подробно рассматривались имеющиеся в системе ПТО квалификационные документы и их структура.

Следует отметить, что существующие характеристики дают лишь общее представление о деятельности рабочего, а имеющаяся информация требует ее четкой систематизации, структурирования, т.е. выделения целей, продукта, предмета и процесса этой деятельности, что и выполняется на этапе анализа.

В системе высшего образования с 2000 года вводятся образовательно-квалификационные характеристики, которые включают следующие категории:

Введение

Назначение

Назначение специалиста