Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями
Увеличение количества детей с проблемами здоровья, в том числе с ограниченными возможностями жизнедеятельности, исследователями определяется как одна из тревожных тенденций, актуальной не только для России.
В структуре детской инвалидности преобладают следующие отклонения: психоневрологические заболевания (умственная отсталость), другие психические заболевания, заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, другие органические повреждения центральной и периферической нервной системы), врожденные уродства, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха.
Многочисленные исследования показывают, что ведущими неблагоприятными факторами, способствующими развитию патологий являются: экология (высокий уровень радиации, химические вещества), шум, вибрация, физические излучения, вредные воздействия производственных факторов, неполноценное питание во время беременности, нервно-эмоциональное и физическое перенапряжение; высокий уровень травматизма и осложнения в результате заболеваний.
В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяют различные категории детей с ограниченными возможностями: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, умственно отсталые, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и речи; с врожденными уродствами, заболеваниями внутренних органов и ряд других.
Развитие ребенка происходит под влиянием наследственных и врожденных факторов, зависит от системы воспитания и уровня развития общества.
Деятельность детей с нарушением интеллекта в раннем и дошкольном возрасте формируется с задержкой и отклонением на всех этапах развития. У этих детей своевременно не возникает ни один из видов деятельности, присущих данному, возрасту, не формируется та ведущая деятельность, которая призвана стать опорой всего психического развития в определенном возрастном периоде. Поэтому одной из существенных задач коррекционно-воспитательной работы становится формирование предпосылок к развитию деятельности и целенаправленное обучение всем ее видам с учетом этапов развития деятельности у нормально развивающихся детей.