Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями
Формирование навыков самообслуживания детей с нарушением интеллекта следует понимать не как изолированный от; жизни процесс, а как создание атмосферы повседневного, разумного человеческого труда на пользу себе и окружающим. Поскольку у детей дошкольного возраста многие представления и умения складываются на основе подражания, наблюдения, то необходимо как можно чаще обращать внимание детей на то, как трудятся взрослые.
Трудовое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта, осуществляемое в ходе формирования игровой деятельности, должно обязательно быть продолжено и закреплено в повседневной практике детей. В соответствии с распорядком дня значительное время отводится на режимные моменты, связанные с самообслуживающим трудом.
Низкий уровень восприятия у детей с нарушением интеллекта раннего и дошкольного возраста находит свое выражение в том, что они не всегда способны самостоятельно ориентироваться в обстановке, нуждаются в гораздо более детальном ее разъяснении.
Восприятие не оказывает решающего воздействия на такие компоненты деятельности, как мотив, цель, т. е. на определение задачи и побудительных причин действия. Но там, где эти основополагающие условия: мотив, цель, задача — уже существуют, развитие деятельности существенно зависит от возможностей восприятия, от уровня сенсорного развития. Слабое развитие восприятия оказывается также одной из причин замедленного и несвоевременного перехода от одного вида деятельности к другому и отрицательно сказывается на всем ходе психического развития ребенка.
Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для ребенка социально значимыми сами предметные действия и требует нового уровня овладения предметными и орудийными действиями.
Овладение элементами трудовой деятельности оказывается не простым делом для дошкольников с нарушением интеллекта. Даже самообслуживание включает в себя ряд весьма сложных по своей структуре навыков, которыми должны овладеть дети. Для ребенка могут возникнуть затруднения в определении и усвоении последовательности операций.