Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями

Создание новой обучающей среды, одним из существенных моментов которой является совместное обучение (в группах предельной наполняемостью до 12 человек) детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и обычных детей, показывает несомненную пользу такого объединения как для первых, так и для вторых: аномальные дети в этих условиях, под наблюдением психологов, психоневрологов и при участии педагогов, становятся социально адаптированными, перестают ощущать себя людьми второго сорта, внутренне раскрываются, тогда как для обычных детей общение с детьми необычными становится практикой терпимости, доброты, внимания к достоинствам непохожего на других и не очень счастливого человека.

Еще одна форма помощи ребенку — это сближение школьной и внешкольной, домашней жизни; равноправное сотрудничество учителей, детей и родителей. Школа, понятая и построенная как дом, обеспечивает ребенку защиту и эмоциональную поддержку в самых разнообразных жизненных ситуациях: на уроке, в самостоятельной творческой работе, в совместной игре, при выполнении обычных бытовых поручений. Атмосфера дома задается не только открытым, теплым общением учителя с учениками, но и особой организацией пространства школьной жизни, в котором отводится место элементам домашнего быта, а также особым наполнением школьного времени, где внеклассные формы работы (совместные театральные постановки, посещение музеев, городских заповедников, загородные прогулки, летние лагеря, экспедиции, работа на биостанции и в мастерских) естественно вплетаются в систему классно-урочных занятий, делая жизнь ребенка в те годы, которые он отдает школе, разнообразной и полноценной.

История формирования социальной защиты детей с ограниченными возможностями в России начала формироваться после революции 1917 г. До 1979 г. дети-инвалиды не имели социального пособия. В 1979 г. для характеристики типа пособия, назначаемого этой категории граждан, был введен термин "инвалид с детства". После Международного года ребенка (1979), объявленного ООН, в течение нескольких лет в СССР также реализовывались принципы Всемирной программы действий в защиту инвалидов, доработанной в 1983 г. Понятие "дети-инвалиды" было обосновано в декабре 1990 г., после принятия закона СССР "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР". А с 1 января 1991 г. пособия детям-инвалидам и инвалидам с детства стали называть пенсиями. Также в 1991 г. Российская Федерация ратифицировала конвенции ООН "О правах ребенка", "О правах инвалидов", "О правах умственно отсталых лиц".