Семья и учреждения образования как самостоятельные субъекты

Весь вопрос в том, что является основой этого самосозидания. По существу речь идет о критериях духовности. В зависимости от того, что берется за критерий духовности, выделяются как минимум три различных подхода к пониманию духовной культуры: теологический, социологический и психологический. Теологи видят основу духовности в Боге и служении ему. Критерий духовности усматривается здесь в основном в вере. Социологи видят эту основу в обществе и его культуре. Критерием духовности выступают здесь нравственные и другие социальные ценности. Психологи по существу ставят знак равенства между духом и душой, сводя всю рефлексивную, духовно-нравственную и другую деятельность человека, связанную с проблемой выбора, к психологической деятельности. Критерием духовности являются потребности и интересы личности.

В силу этого выделяются различные виды философского антропологизма.

Социокультурный антропологизм видит основу духовности в опыте человека, наследуемых им культурных ценностях и социальных нормах поведения. Христианский антропологизм находит эту основу в Боге. Несмотря на это принципиальное различие, оба считают, что личность есть категория аксиологическая, оценочная. Личность себя творит и осуществляет свою судьбу, находя источник сил в бытии, ее превышающем. Однако, согласно теологическому подходу, это бытие выходит далеко за рамки ее социального бытия.

Социологическая версия духовности носителем ценности признает не отдельно взятую личность, а общество. Находящиеся в постоянном изменении ценностно-нормативные основы общества образуют своеобразную духовную среду формирования и развития личности.

В силу этого личность есть категория не биологическая и психологическая, а этическая и духовная. Она не может быть отождествлена с душой. Нравственность и нравственная культура личности, согласно социологическому подходу, не есть порождение психологии человека или Бога. В качестве основного источника и гаранта нравственной культуры личности выступает общество.

В целом же мораль рассматривается как ценностно-нормативный регулятор социальных отношений. Мораль только тогда возможна, когда она опирается на незыблемые, абсолютные ценности. Они и составляют собственно гуманистическое содержание любой культуры.