Семья и учреждения образования как самостоятельные субъекты

Следующей после произведения стадией выступает обмен духовными ценностями благодаря их распределению. Любое творение духовного производства в отличие от материального уникально и неповторимо.

Вот почему духовное воспроизводство для распространения своих произведений создает специальные институты, осуществляющие тиражирование, репродуцирование, отбор, сохранение и распространение.

Иными словами, для реализации цели воспитания необходим соответствующий дух коллектива, дух школы. В данном контексте дух — это то, что воспринимается и принимается интуитивно, без всяких утверждений и объяснений. В педагогической теоретической и методической литературе синонимами данного понятия выступают «духовный коллектив», «социально-педагогическая обстановка», «морально-этическая атмосфера», «морально-психологический климат», «социально-психологический климат». Ядром же духовной жизни коллектива являются ценности воспитания.

Качественные перемены в структуре личности происходят лишь в результате овладения человеком новыми ценностями культуры. Изменение направленности личности может происходить как через смену доминирующей направленности другой, так и качественного изменения внутри той же направленности через изменение потребностей и интересов.

Ценности воспитания — это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения. Ценности можно выбирать. В зависимости от выбранных ценностных оснований воспитание концептуализируется. Это происходит на уровне как макро-, так и микросистем воспитания. Вместе с тем на практике нередко можно встретиться с такими явлениями, как неосознанные ценностные ориентации или как строго заданные нормативные установки, не предполагающие выбора.

Между природой и социумом лежит культура, объединяющая и помогающая разрешать противоречия между природными и социальными планами в человеке. Лишь через культуру происходит его естественное вхождение в социальную жизнь.