Семья и учреждения образования как самостоятельные субъекты

Задача духовной практической деятельности в первую очередь есть преобразование самого человека, его воспитание и развитие. Простейший случай культурной коммуникации — диалог двух людей. В диалоге непрерывно меняются местами субъект и объект, цикл его короток и сменяется вместе со сменой говорящего . Здесь продуктом совместного производства является совместно достигаемая истина — выясняются или уточняются какие-либо вопросы. Однако при всем его значении для культуры диалог имеет весьма локальный характер, выступая общением двух людей. Широкое распространение культуры на этой основе невозможно. Как правило, в процессе духовного воспроизводства люди разделены в пространстве или во времени, а чаще и в пространстве, и во времени. Здесь диалог уже не возможен или затруднен. В таком случае основой культурной коммуникации выступает произведение, т. е. продукт духовного производства, в котором нашли воплощение идеи, представления, мысли, знания, опыт, чувства субъекта, стремящегося передать их другим людям.

Идеи, пока они находятся в голове своего создателя и никаким образом не опредмечены в материале, в знаковых системах того или иного языка, не могут передаваться другим и быть фактом культуры. Произведения чаще всего отчуждаются от своего создателя и начинают «самостоятельную» жизнь. В ряде областей культуры в качестве произведения выступает сама деятельность. Мы имеем в виду лекцию или урок учителя, игру музыканта, исполнителя и актера, деятельность врача и т. д. Здесь продукт деятельности уже не может быть отчужден от человека и сливается с актом его деятельности. Но в обоих случаях произведение оказывается посредником в отношениях между производителем и потребителем ценностей.

Цель духовного производства — отнюдь не само создание продукта . Произведение в концентрированном виде передает мысли и чувства творца духовных ценностей людям, а главная цель духовного производства — формирование определенного типа человеческой личности, «обработка людей людьми». В этом-то и состоит значение духовного производства.

Основное же условие духовного производства — взаимодействие произведения и потребителя.