Семья и учреждения образования как самостоятельные субъекты

Опорой жизни выступает социальная норма: нравственная и правовая. Норма как мерило, мерка, эталон, стандарт, образец — основа воспитания, которое предшествовало обучению и являлось главным содержанием в классических университетах и первых школах.

Воспитание по образу и подобию божиему существовало столетиями, пока на смену ему не пришли новые образцы, прежде всего научные. Последние, начиная с эпохи Возрождения, занимают место религиозных норм жизнедеятельности и так же, как и они, абсолютизируются.

За соблюдение того или иного требования социальной нормы человек несет ответственность, под которой понимается возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться о каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия.

Ответственность отражает прежде всего масштаб, объем личных задач, обязанностей индивида, т. е. пределы долга. Долг есть обязанность человека перед кем-то, равно и как перед своей совестью. Совесть же представляет собой осознание и переживание им ответственности, основанной на самооценках исполнения обязанностей. Другой существенный момент — учет возможностей, условий выполнения индивидом своих обязанностей. Именно возможность личности реализовать нравственные требования является основой для определения ответственности в этике. Ответственность — это соответствие моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемое с точки зрения возможностей личности.

В силу этого личность одновременно может выступать в качестве объекта и субъекта культуры, получая культурную заданность как бы извне, или выступать в виде внутреннего побудительного мотива. При этом мотивация индивидуального действия и система социальных оценок не совпадают. Их опосредуют индивидуальная рефлексия, выбор. Культура в этом случае позволяет развивать внутренний мир, творчески реагируя на социальные требования, осознавая их моральный, политический и эстетический смысл, принимая решения и делая нравственный выбор.