Семья и учреждения образования как самостоятельные субъекты

Речь по существу идет о различных видах социальной детерминации и социального взаимодействия: внешней и внутренней. Особая роль отводится разуму человека как самостоятельной духовной сущности, основанной на противопоставлении индивида обществу и сведении индивидуального к психологическому, а социального — к рациональному.

С обретением такой внешне ненаблюдаемой формы социокультурной детерминации развития человека в виде духа создается иллюзия его полной независимости от общества. Такие иллюзорные представления и закрепляются, с одной стороны, в теологических, а с другой — в натуралистических представлениях. С точки зрения теологии человек напрямую связан с Богом и благодаря этому является исходным пунктом развития общества. С точки зрения натурализма человек есть результат развития изначально заложенных в нем природных задатков, осуществляемого в соответствии с генетической программой. Процесс развития человека представляется здесь как различные формы биосоциального взаимодействия.

Так, например, основоположник социологии О. Конт полагал, что в силу действия механизма наследственности происходит стабильный психологический прогресс человека, благодаря которому закрепляются его «наиболее благородные» природные признаки. Основоположник эволюционизма Г. Спенсер утверждал, что человек становится моральным по мере удаления от эпохи варварства. Если индивид испытывает трудности приспособления к требованиям общества, то это означает лишь то, что моральная эволюция еще не закончена и в его наследственности преобладает влияние варварства.

В действительности же «внутренняя ориентация» индивида отражает не только его субъективный мир, но и информацию, заложенную в него с самого детства тем обществом, в котором он родился и живет. Каждый отдельный человек представляет собой сложное диалектическое единство общего, особенного и единичного, а культура выражается в противоречиях между социализацией и индивидуализацией, нормой и свободой, которую она предоставляет человеку.