Развитие социального аспекта в воспитании в 18-19 веках
С пятилетнего возраста дети в ходе игр привлекаются к посильным работам, постепенно овладевают всеми ремеслами, необходимыми для жизнедеятельности общины. Приобретенные знания и умения позволяют человеку выбирать разнообразные занятия, отвечающие его склонностям и потребностям общества.
Особое значение Оуэн придавал маршировке, пению, танцам и гимнастике, считая их упражнениями, которые лучше других закаляют ребенка, приучают к дисциплине. Наряду с познавательными играми эти занятия составляли основу школьной программы от 6 до 17 лет.
Задачу обучения видел в развитии способности самостоятельно анализировать явления и факты, отделять истину от заблуждений, основное внимание уделял методам преподавания. Ребенка следует знакомить только с реальными фактами или «осязаемыми знаками», применять главным образом наглядные формы обучения, которые, по мнению Оуэна, исключают усвоение неверных или субъективных представлений.
Использование книг в учебном процессе допускалось только при работе с детьми старше 10 лет, у которых уже прочно сформировалось «рациональное мировоззрение, критическое отношение к суевериям и предрассудкам».
Учитель, по мнению Оуэна, должен дать нужное направление мыслительной деятельности учеников, от учителя требуются не глубина познаний, а прежде всего человеческие качества, умение воздействовать на детей добротой, силой примера. Любые формы наказаний и поощрений Оуэн считал недопустимыми, так как они порождают гордыню или озлобленность.
Повышенное внимание может уделяться только детям, в силу объективных причин нуждающимся в особом уходе. В качестве наставников детей младшего возраста рекомендовалось использовать подростков. Подобная практика делала бы их более требовательными к себе, приобщала к управлению обществом. В школах Оуэн охотно прибегал к Белл-Ланкастерской системе обучения.