Развитие социального аспекта в воспитании в 18-19 веках

– вечерняя школа для подростков 10-17 лет, работающих на фабрике;

– вечерние консультации для взрослого населения.

В 1818 г. посетил Швейцарию, где познакомился с И.Ф. Оберлином, И.Г. Песталоцци, Ф.Э. Фелленбергом. В начале 1820-х гг. управление предприятием и институтом перешло в руки компаньонов, не разделявших его педагогических и социальных взглядов. Оуэн продолжил попытку осуществления своих идей в организованных им коммунистических колониях в США и Великобритании, но успеха они не имели.

Оуэн опирался на близкую философии Просвещения идею о решающем воздействии внешней среды на характер человека. Приписывал все бедствия и пороки пагубному влиянию частнособственнических отношений, неравенству, религиозному догматизму, невежеству. Оуэн связывал процветание и духовное возрождение человечества с коренным изменением устоев общества.

Путь к социализму видел в мирном введении коммунистических принципов, воплощенных в общинах – «сельскохозяйственных и промышленных поселках сотрудничества». Частью коммунистического обновления мира считал реформу системы образования.

Педагогические воззрения изложил в книге «Новый взгляд на общество, или Опыты формирования характера».

Систематическое воспитание должно начинаться в младенчестве. Врожденные задатки неодинаковы, но с помощью продуманных педагогических мер можно развить требуемые способности и наклонности.

Не отрицая роли семьи, Оуэн настаивал на совместном, равном для обоих полов общественном воспитании, исключающем всякую проповедь религиозных догм. Дошкольное воспитание призвано заложить основы физического здоровья и нравственных принципов, пробудить в ребенке чувство коллективизма. В общинах дети старше 3 лет должны жить отдельно от родителей в помещениях, оборудованных спальнями, столовыми, классными комнатами. Совершая под руководством воспитателей прогулки, они знакомятся с животным и растительным миром, явлениями природы, основными видами трудовой деятельности.