Развитие социального аспекта в воспитании в 18-19 веках
– цель образовательной программы – в развитии у учащихся способностей к самостоятельным суждениям, умозаключениям, а также сообщении начальных сведений по различным дисциплинам. Отмечал важность индивидуального подхода. Учебный процесс рекомендовал строить на любознательности, интересе, постепенно восходить от простого к сложному. Содержание обучения: чтение, письмо на родном языке, рисование, геометрия, арифметика, география, история, астрономия, законоведение, латинский . Исключил риторику, диалектику.
Джентльмен получал светское воспитание: танцы, фехтование, езда верхом; должен был усвоить несколько ремесел: столярных, токарных, плотничьи; получить навыки в стенографии, счетоводстве, гравировании.
Руководящий принцип его педагогики – утилитаризм .
Настоящий джентльмен, по его определению, тот, кто умеет достичь собственного счастья, не препятствуя в этом в то же время и другим джентльменам.
2.Философские и социально-педагогические взгляды К.А. Гельвеция и Д. Дидро
Свои взгляды философа материалиста Клод Адриан Гельвеций изложил в книгах «Об уме», «О человеке».
Во взглядах К.А. Гельвеция можно выделить четыре основных идеи: врожденное равенство всех людей; личный интерес как движущая сила индивидуального развития и решающее начало в деятельности людей; воспитание как направляющая сила в развитии интересов; политическая система как определяющее начало воспитания
Он обратился к новому философскому и социально-педагогическому вопросу – о факторах формирования человека. Как и Дж. Локк, он отрицал врожденность идей. Нет врожденных идей и страстей, говорил он, врожденной является лишь простейшая физическая чувствительность; человек от рождения ни глуп, ни умен, ни зол, ни добр, он только невежественен и невоспитан. Следовательно, утверждал К.А. Гельвеций, человек формируется исключительно под влиянием среды и воспитания и по своей сути является продуктом всех общественных условий. Среди последних важное место занимает форма правления, определяющая «характер и дух народа» и воспитание, которое «может все».