Развитие социального аспекта в воспитании в 18-19 веках
Существующее воспитание никуда не годно, утверждал К.А. Гельвеций, оно не имеет ясной цели, твердых основ и исходит только из моды. Истинной целью воспитания он считал формирование у человека глубокого понимания единства личного и общественного блага. Тогда сердца граждан раскроются для гуманности, а ум для знаний и появится поколение истинно новых людей-патриотов. Семейному воспитанию К.А. Гельвеций предпочитал общественное, имея в виду школу-интернат. Однако и к общественному воспитанию предъявлял ряд требований. Школу и образование нужно вырвать из рук церкви и передать в ведение государства.
Первые философские сочинения Дени Дидро, в т.ч. и «Философские мысли», содержали критику христианской религии и церкви в духе деизма. Сочинения после 1749 г. написаны Дидро с позиций материализма и атеизма. Был одним из организаторов и редакторов «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». В 1773-74 гг. посетил Россию, где пытался уговорить Екатерину II провести прогрессивные реформы. Почетный член Петербургских Академии наук и Академии художеств.
Дидро участвовал в разработке демократической программы воспитания и образования. Его «Энциклопедия» стала одновременно сводом теоретических и практических знаний, сыгравшим большую роль в воспитании многих поколений. Дидро верил в природные силы человека, предлагал формировать личность в полезном для общества направлении, в частности трудовым обучением. Считал необходимым покончить с отрывом школьного образования от жизни, настаивал на равном воспитании выходцев из всех сословий, отделении школы от церкви. В произведении «Систематическое опровержение книги Гельвеция «О человеке» воспитание детей рассматривал в тесной связи с их анатомо-физиологическими особенностями. Задача просвещения состоит в том, чтобы выявить природные способности детей и дать им полное развитие. Обратил внимание на то, что несправедливое обществ, устройство заглушает самые прекрасные задатки. В «Плане университета, или Школы публичного преподавания наук для Российского правительства», составленном в 1775 г. по просьбе Екатерины II, и в ряде заметок, написанных им во время пребывания в Петербурге , а также в своих философских и литературных произведениях Дидро рассматривал широкий круг педагогических проблем .