Развитие социального аспекта в воспитании в 18-19 веках
Философ противопоставлял понятия «человек» и «гражданин»: можно быть или человеком – результат естественного воспитания, или гражданином – результат общественного воспитания. Идеальным для мыслителя был не «общественный», а «естественный» строй, где «все люди равны» и «общее звание их – быть человеком». Задачей образования становится не подготовка ребенка к выполнению определенных социальных ролей, а прежде всего помощь ему в становлении как личности. Если это условие будет достигнуто, то человек может выбрать себе любую профессию или занимать любую должность.
Основное условие успеха воспитания – наставник: «...прежде чем вы осмелитесь взяться за формирование человека, вам самим нужно сделаться людьми». Воспитатель должен быть образцом, которому ребенок будет следовать. Его авторитет «никогда не будет достаточным, если он не основан на уважении к добродетели».
4. Социально-педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци
Иоганна Генриха Песталоцци по праву считают одним из первых представителей социального направления в педагогике. Активно стремился отыскать пути улучшения жизни народа, а точнее, самых низших слоев населения, хотел добиться общественной справедливости. Основным средством преобразования общества на разумных и справедливых началах он считал воспитание.
В системе социально-педагогической деятельности Песталоцци, основным элементом была цель: социальное изменение и всестороннее совершенствование представителей беднейших слоев населения. Основным средством для достижения цели являлась правильная организация воспитательной работы, способная привести к изменению существующей системы народного образования, к ее усовершенствованию, а через это к изменению всего общества.
Принципы педагогики Песталоцци:
– природосообразности Воспитание, по его мнению, должно осуществляться сообразно с естественным ходом развития ребенка;