Развитие общения ребенка со сверстниками
Интерес к другим детям появляется у ребенка достаточно рано — уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают своих сверстников во время прогулок, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки, одежды. Если они оказываются рядом, то часто обращаются друг с другом как с неодушевленным предметом. Младенец исследует ровесника (ощупываетдергает за волосы, теребит ухо); пытаясь дотянуться до игрушки, может наступить на него, не реагируя на плач. Случайные эпизоды взаимодействия быстро прерываются из-за неумения детей общаться друг с другом. На первом году жизни контакты между детьми не являются истинным общением, а побуждаются не специфическими для коммуникативной деятельности потребностями.
Полноценное общение между детьми начинает складываться в раннем возрасте, когда они все чаще оказываются рядом друг с другом на детской площадке, в яслях. Это стимулирует усиление интереса к сверстникам, возникновение первых контактов с ними. Однако общение возникает не сразу, дети поначалу играют не вместе, а рядом, каждый со своей игрушкой. Интерес к действиям сверстника часто перерастает в конфликт из-за игрушки: дети стремятся завладеть именно той игрушкой, которая находится в руках у другого. Общение со сверстником складывается постепенно и проходит в своем развитии путь, отличный от развития общения со взрослым.
Процесс становления общения ребенка со сверстниками проходит ряд этапов, связанных со спецификой содержания потребности, которая побуждает детей к взаимодействию. Первоначально контакты ребенка с другими детьми побуждаются потребностями во впечатлениях, активном функционировании и общении со взрослым. Собственно потребность в общении со сверстниками складывается на их основе и формируется постепенно.
М.И. Лисина выдвинула четыре критерия для выявления наличия у ребенка потребности в общении.
Первым является интерес и внимание ребенка к другому человеку. В этом критерии обнаруживается направленность его на познание другого, который становится объектом особой активности ребенка.