Развитие общения ребенка со сверстниками
В результате по истечении этого срока у детей второй группы сложилась потребность в общении, расширилось содержание взаимодействия, установились избирательные отношения с партнерами по совместным играм. Дети стали не только охотно вступать в эмоциональные контакты друг с другом, но и вместе играть с игрушками. У малышей из первой группы, хотя и усилился интерес друг к другу,* но общения не возникло.
Таким образом было установлено, что организация взрослым субъектного взаимодействия детей в процессе совместной предметной деятельности является эффективным способом формирования общения со сверстниками.
Общение детей со сверстниками в раннем возрасте, несмотря на то, что находится на этапе становления, вносит свой вклад в психическое развитие.
Польский психолог А. Кемпински отразил специфику общения детей со сверстниками следующим образом. Он писал, что плоскости взаимодействия ребенка со взрослым и сверстником находятся на разных уровнях. Плоскость отношений со взрослым — наклонная: внизу находится ребенок, наверху — авторитетный, во многом недосягаемый взрослый, с которым малыш не может сравниться. Со сверстником он общается в горизонтальной плоскости. Перед ним — равное существо, в котором ребенок без слов находит интуитивное понимание своих состояний, готовность разделить ценное и для него стремление к само-выражению. В общении со сверстниками малыши получают огромное удовольствие от возможности выразить себя во всей полноте своей непосредственности. В этом заключается особая ценность для ребенка общения с ровесниками. Таким образом А. Кемпински подчеркивал важную психотерапевтическую роль совместных игр детей со сверстниками.
Общение с другими детьми играет важную роль в социальном развитии ребенка. В ходе эмоционально-практических игр дети начинают лучше чувствовать и понимать друг друга. Опыт общения со сверстниками учит их жить в коллективе, ладить с другими людьми. Благодаря этому опыту они приобретают умение отстаивать свои права, согласовывать свои действия с действиями других.