Развитие общения ребенка со сверстниками

Отличительной особенностью контактов детей в начале второго года жизни является двойственное отношение к сверстникам.

С одной стороны, малыши адресуются к сверстнику так же, как и ко взрослому: смотрят в глаза друг другу, улыбаются, смеются, лепечут, показывают свои игрушки. Эти действия ребенок переносит на ровесника из сферы общения со взрослым, они являются общими для обеих коммуникативных сфер. Характерной особенностью этих действий является то, что они выражают отношение ребенка к другому человеку как к субъекту, как к потенциальному партнеру по взаимодействию, предполагающее ответную реакцию, обмен активностью. Однако специфического содержания, характерного именно для отношения детей к ровеснику, в таких действиях нет. Первые коммуникативные контакты свидетельствуют лишь о том, что субъектность сверстника воспринимается ребенком.

С другой стороны, в поведении самых маленьких детей наблюдается совершенно особый вид действий, который редко встречается в общении их со взрослыми. Эти действия побуждаются потребностью ребенка во впечатлениях и активном функционировании. Они выражаются в том, что малыши на втором году жизни часто обращаются друг с другом как с интересным предметом, игрушкой. Если рядом с годовалым ребенком посадить сверстника и положить куклу, можно увидеть, что малыш ведет себя по отношению к ним практически одинаково. Например, потрогает пальчиком глаз у куклы и попытается проделать то же самое с ровесником; похлопает куклу по голове и повторит то же самое с ребенком; поднимет и опустит ногу куклы — и сразу же попробует произвести это действие с «живой игрушкой». Экспериментируя подобным образом с одушевленными и неодушевленными объектами, ребенок исследует, сравнивает их свойства.

Одновременно малыш сравнивает сверстника с самим собой: потрогает свою ногу, затем — ногу сверстника, рассмотрит и потеребит свои пальчики, затем проделает то же с пальчиками соседа. Подобными способами малыш изучает собственные физические свойства и свойства сверстника, обнаруживает сходство между ними.