Развитие общения ребенка со сверстниками

Исследования показывают, что потребность в общении со сверстниками строится на базе ранее сформированных потребностей — в общении со взрослым, во впечатлениях и активном функционировании. Поскольку потребность во впечатлениях и действиях с предметами первоначально заслоняет собой потребность в общении со сверстниками и малыш достаточно долго воспринимает ровесника как объект, «открыть» его субъектность ребенку помогает взрослый. Опираясь на ведущую в раннем возрасте предметную деятельность, он может организовать такое взаимодействие между детьми, которое открывает возможность для возникновения субъектного отношения к другому ребенку и одновременно обогащает опыт общения малышей друг с другом новым содержанием.

Этот путь влияния взрослого на развитие общения детей со сверстниками был апробирован в экспериментах. В них участвовали дети полутора лет, у которых потребность в общении с ровесниками еще не сложилась. С одной группой организовывалась ситуация, где они могли играть с игрушками, находясь рядом друг с другом. Таким образом создавалась возможность спонтанного возникновения совместной игры детей с предметами.

В другой группе взрослый старался организовать совместную игру детей с предметами и установить личностные контакты между ними. Он поддерживал и усиливал все инициативные проявления ребенка по отношению к сверстнику в ходе их свободной игры рядом; вовлекал их в предметную деятельность, предлагая поочередно совершать одинаковые действия (складывать кубики в общее ведерко, ставить их один на другой, чтобы вместе построить башенку). При этом взрослый старался установить между детьми доброжелательные отношения: побуждал называть друг друга по имени, хвалить, привлекал внимание к достоинствам и успехам сверстника и др. Такие занятия проводились в течение полутора месяцев.