Развитие общения ребенка со сверстниками

Во-первых, она включает особую категорию действий, характерных только для детских контактов. Эта игра вытекает из стремления ребенка продемонстрировать себя ровеснику самым непосредственным образом: дети прыгают друг перед другом, падают, кричат, визжат, дразнятся, внимательно наблюдая за реакцией партнера. Как правило, такое взаимодействие представляет собой «цепную реакцию»: действие одного вызывает подражание другого, которое, в свою очередь создает череду новых подражательных действий.

Во-вторых, совместная игра разворачивается и бесконфликтно протекает, когда дети общаются непосредственно, без каких-либо предметов.

Вот характерный пример такого взаимодействия.

В большом манеже находятся Дима (2 года) и Катя (1 год 9 мес.). Дима с интересом наблюдает за Катей, которая ковыряет пальчиком клеенку. Мальчик подползает к Кате и тоже начинает ковырять клеенку, с улыбкой заглядывая ей в лицо. Катя не замечает интереса к ней Димы, увлеченно хлопает ладошкой по клеенке и что-то лепечет. Тот смеется и тоже начинает хлопать по клеенке. Катя, наконец, замечает его, улыбается ему и быстро бьет перед ним ногами по полу. Дима, смеясь, повторяет ее действие. Оба синхронно бьют ногами по полу, внимательно глядя друг другу в лицо. Дима начинает щелкать языком перед Катей, девочка, смеясь, тоже щелкает языком. Игра продолжается 10 мин.

Из этого примера видно, как подражание действиям сверстника становится средством привлечения к себе его внимания и основой для совместной игры.

Помимо весьма специфического содержания подобные контакты имеют еще одну отличительную особенность — они почти всегда сопровождаются яркими положительными эмоциями. Дети с восторгом повторяют один перед другим однотипные действия, как бы зеркально отражаясь друг в друге.