Развитие общения ребенка со сверстниками

Такое поведение характерно для детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет и свидетельствует о том, что в их контактах на первый план выдвигается знакомство со сверстником как с интересным объектом. Объектные качества другого ребенка заслоняют его субъектные свойства. Этим и объясняется особая бесцеремонность в обращениях детей с ровесниками: они дергают друг друга за угли, за нос, хлопают рукой или игрушкой по голове, отталкивают другого, если тот мешает пройти и пр. Иногда можно наблюдать, как ребенок, стремясь достать какой-то предмет, наступает на ноги сидящего рядом, не обращая внимания на его протесты. В данном случае ровесник является просто помехой на пути к цели. Как правило, в общении со взрослым такие действия встречаются крайне редко, а в контактах с ровесниками — постоянно, заслоняя собой субъектную составляющую общения.

Так, на протяжении первого полугодия второго года жизни в контактах детей переплетаются субъектное и объектное отношение к сверстнику, затрудняющее полноценное общение. Контакты детей неустойчивы еще и потому, что они пока еще мало чувствительны к инициативе сверстника, к его переживаниям, эмоциональным состояниям.

После полутора лет происходит заметный перелом в отношениях детей. Идут на убыль действия с ровесниками как с неодушевленными предметами, нарастает доля инициативных актов, рассчитанных на то, чтобы заинтересовать собой сверстника. Обостряется чувствительность малышей к отношению других детей: их обращение друг с другом становится более деликатным, внимательным. Все больший интерес начинают у них вызывать не объектные, а субъектные качества ровесников — способность отвечать на инициативу, выражать согласие и одобрение, умение сопрягать свои действия с поведением другого. Сверстник становится все более привлекательным как партнер по общению, & не как объект манипулирования. Взаимодействие детей приобретает характер субъектно-ориентированного общения.

К концу второго года жизни и на третьем году между детьми разворачивается особый вид общения — эмоционально-практическая игра, у которой есть ряд отличительных признаков.