Понятие технологий обучения в свете представлений педагогической теории и практики
Теория поэтапного формирования умственных действий рассматривает обучение как систему «определенных видов деятельности, выполнение которых приводит к новым знаниям и умениям».
Эта теория возникла и развивалась на базе общепсихологических теорий деятельности и интериоризации. Под интериоризацией понимают мыслительный переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие умственно, при этом они подвергаются специфической трансформации -обобщаются, вербализуются, сокращаются и становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможной внешней деятельности. Логика рассуждений Гальперина П.Я., поставившего под сомнение традиционную структуру процесса обучения, привела к выводу, что учить нужно не для того, чтобы давать сумму знаний, а для того, чтобы действовать. Действие же всегда является применением знаний на практике. При традиционных методах обучения оно формируется уже после получения знаний, чаще всего за рамками массового процесса обучения. По новой теории обучения, умение действовать формируется не после, а в процессе приобретения знаний, иначе говоря, знания усваиваются в ходе их практического применения.
Психологическая теория исходит из понимания всякой деятельности как единства взаимосвязанных частей действия. Без четкой ориентировки о том, что и как надо делать, невозможно правильно исполнить деятельность и отдельные ее элементы - операции. А без правильного исполнения операций, действия и деятельности невозможно верно оценить результат каждого действия, сориентировать дальнейшие действия и продолжить деятельность.
Достоинство такой схемы заключается в том, что она, будучи один раз составлена, может применяться различными преподавателями при использовании различных технологий обучения.
При практической реализации заданной методики появляется экономический эффект в обучении, поскольку она позволяет обеспечить правильную постановку профессиональной подготовки кадров, сократить сроки обучения и поднять его качество, сэкономив при этом средства и ресурсы.