Понятие технологий обучения в свете представлений педагогической теории и практики
Разные представления существуют и в отношении понятий «педагогические технологии» и «технологии обучения». Ряд авторов отмечают, что понятие «педагогические технологии» шире, чем понятие «технологии обучения», поскольку они включают и технологию воспитания, и технологию обучения. Для того, чтобы, разобраться во всех этих толкованиях, следует проследить основные тенденции развития технологического подхода к обучению и выделить его сущность и характерные особенности. Это даст возможность установить соотношение рассматриваемых терминов и понять прогрессивность современных теорий, связанных с технологическим подходом к обучению и воспитанию.
На начальном этапе развития этого направления в педагогике на первый план выдвигалась идея использования в учебном процессе единой системы технических и дидактических средств, позволяющих путем создания оснащенных аудиторий совершенствовать учебный процесс.
В связи с этим, до середины 70х годов технология обучения отождествлялась с использованием технических средств обучения. Для такой ее трактовки характерным было определение « технология - техника» обучения. Только в начале 80х годов установилось более определенное понимание технологии обучения, и тем самым были учтены все ее определения и сферы применения.
В это же время распространяется одно из самых прогрессивных направлений технологии обучения программированное обучение, которое потребовало уточнения учебных целей и последовательных процедур их достижения. Характерными чертами программированного обучения, как отмечают авторы работы «Педагогическая технология», являются подача учебного материала в виде беспрерывного потока информации с небольшими логически связанными частями; наличие систем и правил по последовательному выполнению определенных действий на усвоение каждой части.
В конце 70х годов в понятие « технологии обучения» стали вкладывать иной смысл. Современную трактовку этого понятия приводит Талызина Н. В, утверждая, что сущность современной технологии обучения состоит в определении наиболее рациональных способов достижения поставленных целей. При этом учебный процесс рассматривается комплексно, как система, в её единстве и во взаимосвязи.