Понятие технологий обучения в свете представлений педагогической теории и практики

В результате такого подхода к обучению память загружается большим объемом информации, которая приносит только вред, создавая иллюзию обучения и мешая ему приблизиться к жизни и практике. Поэтому представленная на рис схема процесса обучения неверна с психологической точки зрения, ибо закон усвоения знаний состоит в том, что они формируются в человеческой голове не до, а в процессе их применения и благодаря этому применению. Иными словами, человек проще всего запоминает те знания, которые он использовал в каких-либо собственных действиях, практически опробовал, применил к решению реальных задач. Все остальное, не нашедшее применения, как правило, быстро забывается.

Главным недостатком традиционного обучения является то положение, что обучение действиям подменено обучением знаниям, а сам процесс приобретения знаний прочно отделен и далеко удален от процесса применения знаний. Таким образом, большая часть заблаговременно сообщающихся знаний не доносится до практики и в принципе донесена быть не может.

Задача педагогики профессионального обучения заключается в обучении человека, в первую очередь, действовать, т.е. в обучении его использовать приобретенные знания для решения практических задач. Эта задача составляет особую проблему, выходящую за рамки процесса традиционного обучения. Наличие знаний, которые обучаемый демонстрирует согласно представленной схеме на экзамене, не являются критерием того, что в профессиональной ситуации они будут правильно востребованы. Идеальным было бы, если бы, запасаясь нужными знаниями, человек, подобно «хирургической сестре», смог вынимать необходимые ему в нужный момент времени инструменты и пользоваться ими. Но на самом деле это происходит далеко не так, ибо естественные законы функционирования памяти не позволяют человеку сохранять «на всю последующую жизнь» все знания, сохраняющиеся в книгах, фиксировать все возможные варианты их практического использования. Тем более, нереально предвидеть все имеющиеся жизненные ситуации. Путь к решению проблемы наилучшего усвоения учебного материала в начале 50х годов был найден профессором П. Я. Гальпериным, автором концепции поэтапного формирования умственных действий.

В русле этой концепции в дальнейшем получили обобщение и систематизацию сотни фактов, добытых его учениками и последователями. Данная теория легла в основу кардинального совершенствования всей системы обучения профессиональной деятельности.