Понятие технологий обучения в свете представлений педагогической теории и практики

В общем случае технология обучения есть инструмент для достижения целей обучения. Иными словами, технология обучения есть одна из частей педагогической деятельности, которая является инструментом для решения педагогических задач. Технологии обучения и воспитания строятся по тем же принципам, что и педагогическая технология, ибо им присущ технологический подход к обучению.

Технология обучения представляет собой научный подход к тому, как учить, т.е. совокупность способов взаимодействия преподавателя и учеников, гарантируемых оптимальное получение результатов. Она реализуется в учебном процессе через разработку и использование таких его компонентов, как методы, формы, принципы и включает, в свою очередь, целый ряд технологий таких, например, как: технология активизации познавательной деятельности, мотивы и т.д.

Современные технологии профессионального обучения на сегодняшний день имеют ряд недостатков. Они приводят к тому, что подавляющее большинство людей после завершения профессионального обучения не умеют самостоятельно справляться с практической работой по профилю своей подготовки, что, в свою очередь, требует переучивания специалиста уже непосредственно на рабочем месте. В конечном итоге сроки обучения резко возрастают. Хотя в современных учебниках педагогики учитываются психофизиологические особенности обучения, но фактически, при построении учебного процесса в сфере профессионального образования они не учитываются. Традиционные технологии профессионального обучения могут быть представлены следующим образом .

При таком традиционном подходе после получения знаний происходит существенная «потеря информации», которая связана с рядом причин:

- недостаточным пониманием учебного материала в процессе объяснения;

- трудностью запоминания даже того, что было понято;

- забыванием.

Следует отметить, что современная педагогика предлагает бороться с забыванием путем многократного повторения, но на практике это повторение превращается в элементарную зубрежку, совершенно неприемлемую для взрослых людей.